Из книги А.А. Саввина “Пища якутов до развития земледелия”

Мы продолжаем рассказывать о книге А.А Саввина «Пища якутов до развития земледелия». Сегодня речь пойдет о кумысе, любимом национальном напитке якутов. В связи с культом добрых духов Верхнего мира, в особенности покровителей конного скота, как напиток не только людей, но и богов он также имел очень важное ритуальное значение. В цикле преданий о прародителях якутов Омогое и Эллэе неоднократно указывается, что он служил не только пищей у людей, но и напитком у богов-покровителей. В большом количестве его пили во время традиционных празднеств ысыах и кулун кымыһа (вил. Кымыс үрдүн  иһии), а также на свадебных пирах. Имеются сведения, что помимо этого в середине XVII века он также служил одним из объектов межплеменного обмена. Так, вилюйские якуты продавали соседним тунгусам рогатый скот, молоко и кумыс.

В зависимости от длительности и степени брожения,а также состава заправки, различали несколько сортов кумыса.

Көйүү кымыс – подвергнутый длительному брожению, крепкий, перебродивший кумыс с более высоким содеражанием спирта и углекислоты, вызывающий легкое опьянение. Его также называли көнньүү кымыс или көйүргэн.

Самаал кымыс – теплый, только что приготовленный слабый кумыс. Слив из симиир’а, его неоднократно переливали из посуды в посуду, что значительно увеличивало крепость.

Хара кымыс – «черный кумыс», не заправленный аарах’ом, не сдобренный ни маслом, ни молоком, ни сливками. Считался низшим сортом кумыса и потреблялся, главным образом, малоимущими слоями населения.

Не зависимо от сорта кумыса, заправленный аарах’ом, называется аарахтаах кымыс, а сдобренный маслом – арыылаах кымыс.

#СаввинАА#ПищаякутовААСаввин